Post mortem

29.05.2024

Одной из самых будоражащих традиций давних времен была практика посмертной фотографии (то есть делать снимки умерших).  На сегодняшний день об это не приветствуется говорить вслух, однако в 19-м веке это воспринималось вполне нормально.

Люди здесь выглядят намного более жутко, чем покойник — они расфокусированы из-за того, что двигались во время съемки

Посмертные фото (они же — post mortem) — это пугающая тенденция Викторианской эпохи. С появлением дагеротипов, даже у относительно небогатых слоев населения появилась возможность делать портреты. Но многие использовали новейшее изобретение не столько для того, чтобы запечатлеть свой образ, сколько для того, чтобы оставить память об усопших близких. Жутковатый процесс заключается в том, что умершему пытались придать максимально естественную позу, словно он все еще с ними. Тогда отношение к смерти было другим и родственники не видели ничего ужасного в том, чтобы нарядить усопшего, прикрепить его к штативу, нарисовать глаза поверх настоящих и позировать с ним на протяжении десятков минут.

Со стороны процесс съемки выглядел так

Снимки такого рода не только напоминали о краткости жизни, но и служили своеобразными сентиментальными сувенирами в память об ушедших. Особенно популярной практикой было фотографирование детей и младенцев в таком стиле. Во времена Викторианской эпохи уровень детской смертности был высок, и такие снимки часто становились единственными портретами, оставшимися семье в качестве важного воспоминания.

Мертва девочка слева                            Дженет Глекмейер. Фото сделано спустя 9 дней (!) после смерти

Что касается эволюции стиля, ранние фотографии представляли лицо покойного крупным планом или его тело целиком, реже — в гробу. Фотографии создавались таким образом, чтобы передать иллюзию глубокого сна, иногда придавая усопшему непринужденные позы, имитирующие живого человека. Детей обычно усаживали в коляски, на стулья или кушетки, окружая их любимыми игрушками и куклами. Также широко распространенной практикой было запечатление в кругу их семей или близких родственников, особенно матерей, братьев или сестер. Эти фотографии делали дома или в студии фотографа.

Скорбящий муж за погибшей женой

Взрослые традиционно размещались в сидячей позе. Нередко окружающее пространство пышно украшалось цветами. Для придания жизненности фотограф поверх закрытых глаз на снимке изображал открытые, а порой наносили немного розовой краски в область щёк.

Крестьянская семья провожающая своего родственника в последний путь

На более поздних посмертных снимках всё чаще умерших изображают в гробах, на снимке при этом запечатлевают всех родственников, знакомых и близких, присутствовавших на похоронах. Традиция делать и хранить такие снимки до сих пор сохраняется в некоторых странах Восточной Европы и у нас такой стиль приветствовался.

Больше всего в этих фото пугает даже не сам факт того, что на них изображены мертвецы (в конце концов, все люди с фото тех времен, так или иначе, уже мертвы). Скорее, глубокое чувство беспокойства возникает из-за осознания того, что отношение к смерти и умершим в то время заметно отличалось. Похоже, к ним относились так, как будто они все еще каким-то образом присутствовали рядом. И существовало поверье, что дагерротип может навечно запечатлеть какую-то их сущность.

Post mortem
для клиентов
г. Минск, ул. Михайлова, д.5, офис 1
pravim.zvezda@yandex.by
+375 (29) 304-52-20
+375 (17) 380-02-66
Режим работы
Пн-Пт: 10:00-18:30
перерыв: 13:00-13:30
Сб-Вс: Выходной
для клиентов
г. Минск, пр. Независимости, д. 164-4с
pravim_uruchie@tut.by
+375 (44) 560-09-38
Режим работы
Пн-Пт: 10:00-19:00
Сб: 10:00-15:00
Вс: Выходной
для юридических лиц
г. Минск, ул. Смолячкова, д. 9, офис 104
photokeramika@tut.by
+375 (29) 304 52 56
+375 (29) 275 63 22
Режим работы
Пн-Пт.: 10:00-19:00
Сб-Вс: Выходной