История появления фотокерамики
Практически каждый из нас, приобретая изделия из глины, и в частности, посуду, задавался вопросом: «Это керамика или фарфор?». Найти ответ на него не так уж просто. Для этого нужно ознакомиться с достаточно сложной классификацией, хотя в буквальном смысле любое изделие из обожженной глины можно назвать керамикой. Разные виды материалов отличаются друг от друга по составу, физическим свойствам, области применения и технологии производства. Изготовление керамики, как ремесло, неоднократно упоминается в старинных летописях. Археологи находят множество фрагментов гончарных изделий на разных континентах, свидетельствующие о том, что человек научился работать с глиной еще несколько тысяч лет назад.
Изначально керамические изделия расписывали вручную. О владении таким мастерством стало известно из Вавилонских текстов, а подтверждением послужили, найденные археологами образцы посуды с росписью на ней.
Особенно активно ремесло создания орнаментов, образов и людей на керамике развивалось в Китае. До сих пор коллекционеры антиквариата высоко ценят китайский фарфор, относящийся к эпохам правления императоров разных династий.
Среди работ по нанесению изображений на гончарные изделия, выполненные мастерами в древние времена можно выделить:
Этрусские тарелки на высокой ножке. Конец IV — начало III в. до н. э., Чивита-Кастеллана, Италия
Глиняные кувшины, 1800—1600 гг. до н. э., Кипр
Парфюмерный сосуд грушевидной формы — арибалл. 630—590 гг. до н. э. Коринф
Данное ремесло и положило начало развитию такого современного направления как печать на керамике.
Технология нанесения изображений на керамику включает в себя обязательную температурную обработку, при которой обеспечивается прочное скрепление краски с телом изделия. Если говорить о способах росписи, то в таком искусстве применяются разные типы красок: надглазурные, подглазурные, керамические пигменты и другие.
Совершенствование мастерства росписи по керамике позволило создавать реалистичные картины природы на панно из керамической плитки.
Для создания черно-белых изображений ритуальной фотокерамики ещё век назад пришел метод аналогового деколирования с помощью фотопроявления, в котором с помощью коллодия и системы фотопроявления на стекле изготавливалась поверхность с разными зонами липкости, на которые в дальнейшем наносилась надглазурная краска.
Деколь, по сути, это перенос изображения на какое-то изделие и этот метод существует уже более века. Деколь состоит из основы, к примеру бумаги, на которую наноситься клеевой слой, а сверху уже помещается картинка. Благодаря клеевому слою картинка легко отделяется от основы (к примеру когда переводка помещается изначально в теплую воду) и помещается уже на необходимое изделие, например посуду.
В 90-х годах XX века появились черно-белые принтеры, которые упростили изготовление позитива. В основе этого метода лежит печать на декольной бумаге с помощью черно-белого лазерного принтера специальным типом тонера. Деколь после обжига на керамических изделиях приобретала коричневатый оттенок, объясняющийся наличием в тонере оксидов железа. Этот метод позволил повысить производительность изготовления ритуальной фотокерамики.
Практически параллельно китайскими специалистами была разработана технология создания изображений на керамических изделиях с помощью струйного принтера и специальных липких чернил. Данная технология явилась цифровым технологическим прорывом, позволившим создавать не только черно-белые, но и цветные изображения на керамике и металлокерамике. Благодаря чему в производстве медальонов появились цветные фотизображения, которые мы можем видеть на более современных памятниках.