Сарматский портрет

08.11.2023

В средневековой культуре портрет был способом сохранить для потомков образ представителя знатного рода, увековечить его внешний облик и деяние. Магнаты в своих дворцах имели специальные залы: в одном были портреты королей, в другом - гетманов и т.д.

С середины 16 в. в Европе живописные портреты стали заказывать не только представители высшей аристократии, но и более широкие слои зажиточного населения, в первую очередь знать.

В 16-17 вв. роль шляхты становится определяющей в культурной жизни Великого Княжества Литовского. Имея право выбора короля, её представители добились огромных прав, официально утверждённых Статутами Великого Княжества Литовского – так называемых «шляхецких вольностей». Эти права предусматривали политические, экономические и личные права и свободы каждого дворянина. Выработались и общие моральные, этичные нормы поведения и культуры, правила жизни и быта. С исключительной полнотой они олицетворялись в таком явлении как «сарматизм».

В основе сарматизма лежало убеждение, что вся шляхта происходит от племён воинственных сарматов, которые жили на территории юго- восточной Европы, подчинив себе местное население. Своеобразным материальным и идейным отражением сарматизма стал новый вид живописного портрета, известный сейчас как «сарматский портрет».

Сарматский портрет — барочная портретная живопись в Речи Посполитой, вошедшая в моду при Стефане Батории в 1576 году.

К отличительным особенностям портрета можно отнести специфические атрибуты: шляхтич изображался в полный рост, на нём всегда был надета верхняя  одежда в виде кафтана с широкими откидными рукавами, на поясе обязательно висела сабля. Гетман изображался с гетманской булавой, а канцлер — с печатью. Представители аристократии изображались на портретах с короткой причёской и усами (европейские парики или русские бороды отсутствовали). В цвете доминировал красный.

Писание таких портретов было одним из элементов культуры, одной из составляющих коллективной памяти. Впрочем, традиция - это не застывший обычай. Очень интересны еще так называемые "труменные сарматские портреты".

"Труменный портрет" - посмертное изображение, известное еще в Древнем Египте, вспомните знаменитые «фаюмские портреты». Египтяне знали, что мумия не вечна и тело человеческое, пусть даже это и фараон - сын богов, тленно и рано или поздно начнет разрушаться. Чтобы сохранить образ умершего для потомков, и создавался портрет-маска. До наших дней "труменных портретов" уцелело так мало по очень простой причине: рисовали их на серебряных пластинах, и во время войн, когда грабились усыпальницы, драгоценный металл шел на переплавку.

 

Труменный сарматский портрет— реалистическое изображение покойного, один из элементов ритуальных традиций — парадного возвышения для гроба во время похоронных церемоний. Пяти-, шести- или семигранная форма портрета была связана с формой лобной стороны гроба, так как во время траурных церемоний портрет прикреплялся к гробу со стороны головы покойного. С противоположной стороны были прикреплены эпитафии, с обеих сторон гербовые щиты. После похорон портрет помещали на стену костёла.

Самим древним из сохранившихся портретов является портрет короля Стефана Батория.

Можно предположить, что такой способ сохранения изображения усопшего и лёг в основу современной традиции установки медальонов на памятники.

 

Сарматский портрет
для клиентов
г. Минск, ул. Михайлова, д.5, офис 1
pravim.zvezda@yandex.by
+375 (29) 304-52-20
+375 (17) 380-02-66
Режим работы
Пн-Пт: 10:00-18:30
перерыв: 13:00-13:30
Сб-Вс: Выходной
для клиентов
г. Минск, пр. Независимости, д. 164-4с
pravim_uruchie@tut.by
+375 (44) 560-09-38
Режим работы
Пн-Пт: 10:00-19:00
Сб: 10:00-15:00
Вс: Выходной
для юридических лиц
г. Минск, ул. Смолячкова, д. 9, офис 104
photokeramika@tut.by
+375 (29) 304 52 56
+375 (29) 275 63 22
Режим работы
Пн-Пт.: 10:00-19:00
Сб-Вс: Выходной