Фаюмский портрет

11.10.2023

Во времена цифровых технологий, когда ежеминутно делаются селфи и всё выставляется напоказ, нам трудно себе представить, что ни древний художник, ни его модель не думали о том, какое впечатление портрет произведёт на современников или потомков.

Фаюмские портреты - удивительные произведения искусства, которые нередко называют «иконами до иконописи» - не просто исторические ценности. Они могут служить великолепной и впечатляющей иллюстрацией взаимного проникновения культур.

Фаюмские портреты своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри. Они же являются элементом видоизменённой под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии. Находятся в коллекции многих музеев мира, в том числе Британского музея, Лувра и в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Собрание из 23 погребальных фаюмских портретов в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, обнаруженных в Египте в 1870-е годы, даёт возможность проследить развитие этого жанра на протяжении четырёх веков (с I по IV века).

Материалы и способ изготовления:

Ранние фаюмские портреты выполнены в технике энкаустики (от греческого слова ἐγκαίω — выжигаю), очень распространённой в то время. Это восковая живопись расплавленными красками, которую отличает объёмистость мазка. Направление мазков обычно следует формам лица: на носу, щеках, подбородке и в контурах глаз краски накладывались плотным слоем, а контуры лица и волос писались более жидкими красками. Картины, выполненные этим способом, отличает редкая свежесть цвета и они удивительно долговечны. Надо отметить, что хорошей сохранности этих произведений способствовал и засушливый климат Египта.

Важной особенностью фаюмских портретов является использование тончайшего сусального золота. На некоторых портретах был позолочен весь фон, на других золотом выполнены только венки или головные повязки, иногда подчеркнуты драгоценности и детали одежды. Основа портретов — древесина различных пород таких как липа, тис, сосна, ель. Некоторые портреты выполнены на загрунтованном клеем полотне.


Примерно со второй половины II века в портретах начинает преобладать восковая темпера, а поздние портреты III—IV веков написаны исключительно темперой — техникой, при которой красочные пигменты смешиваются с растворимыми в воде связующими, часто для этого используется животный клей или желток куриного яйца. Темперные портреты выполнены на светлых или тёмных фонах смелыми ударами кисти и тончайшей штриховкой. Их поверхность матовая, в отличие от глянцевой поверхности картин, выполненных энкаустикой. Лица на темперных портретах обычно показаны фронтально и проработка светотени менее контрастна, чем в энкаустических панелях. Кроме того, некоторые группы портретов были созданы в смешанной технике темперы и энкаустики.

Культурно-исторический контекст:

Если рассматривать родину фаюмских портретов, значительную часть населения Фаюма составляли греки. Они появились здесь после завоевания Египта Александром Македонским.

Хотя население города было смешанным — египтяне, греки, сирийцы и римляне, — но египтяне были главным образом торговцами, ремесленниками, слугами и рабами. Богатую же и знатную часть жителей составляли иностранцы, некоторые из них были римскими должностными лицами, а другие — потомками птолемеевских греков. Об этом свидетельствуют сохранившиеся могилы и мумии, покрытые позолоченными масками; в основном на них написаны греческие и римские имена, такие как Artemidorus, Demetrius, Titus и т. п.
Причёски, одежда и украшения:

На погребальных портретах можно увидеть различные причёски. Они оказывают неоценимую помощь при датировке. В большинстве своём все умершие были изображены с причёсками, отвечающими моде своего времени. Многочисленные аналогии существуют в причёсках скульптурных портретов.

Значение для искусства:

Фаюмские портреты — лучшие сохранившиеся образцы античной живописи. Они изображают лица жителей древнего Египта в Эллинистический и Римский периоды в I—III веках нашей эры.

После завоевания Египта Александром Македонским время правления фараонов завершилось. В период правления династии Птолемеев — наследников империи Александра, произошли значительные изменения в искусстве и архитектуре. Погребальный портрет процветал в эллинистическом Египте. Стилистически связанные с традициями греко-римской живописи, но созданные для типично египетских нужд, заменившие погребальные маски мумий, фаюмские портреты — это поразительно реалистические изображения мужчин и женщин всех возрастов.

Фаюмский портрет
для клиентов
г. Минск, ул. Михайлова, д.5, офис 1
pravim.zvezda@yandex.by
+375 (29) 304-52-20
+375 (17) 380-02-66
Режим работы
Пн-Пт: 10:00-18:30
перерыв: 13:00-13:30
Сб-Вс: Выходной
для клиентов
г. Минск, пр. Независимости, д. 164-4с
pravim_uruchie@tut.by
+375 (44) 560-09-38
Режим работы
Пн-Пт: 10:00-19:00
Сб: 10:00-15:00
Вс: Выходной
для юридических лиц
г. Минск, ул. Смолячкова, д. 9, офис 104
photokeramika@tut.by
+375 (29) 304 52 56
+375 (29) 275 63 22
Режим работы
Пн-Пт.: 10:00-19:00
Сб-Вс: Выходной