Что могут рассказать надгробия?

21.02.2022

Статья подготовлена на основе материалов журнала Московской Патриархии и Церковного вестника

Приходя сегодня на кладбище, мы видим самые разные по исполнению надгробия. Строгие, резные, монолитные или сочетание разных видов гранита, с гравировкой, портретами на фарфоре, а то и вовсе только с именем и датой. Но несмотря на все внешнее разнообразие, есть у них и одна общая черта: любое надгробие не старше лет эдак пятидесяти дает нам узнать только ФИО умершего, даты жизни и смерти. Большинство из них также дают представление о внешнем виде человека, и лишь некоторые в той или иной степени говорят нам о том, кем он был и что любил при жизни. Никакой “лишней” информации современные надгробные памятники в себе не несут. Однако, так было далеко не всегда.

Где-то до XII-XIII веков славяне хоронили умерших в курганах. И только с утверждением на Руси христианства для этих целей стали выкапывать ямы на прихрамовой территории. А вместо курганов и земляных насыпей место захоронения отмечали валуном или надгробием из белого камня. Изредка на них наносились узоры, но цель росписи была исключительно декоративная. Ни одно из надгробий не содержало информации об умершем.

Подписывать же надгробия стали только в конце XV века. Самое раннее найдено в Троице-Сергиевой лавре и датируется 1480 годом. Чуть более десяти лет спустя эта традиция приобрела повсеместное распространение. Исследователи связывают такое видоизменение памятников с появлением Синодики - книги, куда записывались имена всех умерших, чтобы поминать их во время богослужений.

Изготавливали надгробия из белого камня в первую очередь из-за его мягкости и удобства для резьбы. Кроме того, внешне такой памятник был простым и неброским, как того требует церковь. Примечательно, что надгробия богатых князей и рядовых крестьян выглядели одинаково. В центре камня располагалась надпись, в верхней части изображение Сегнерова колеса, а края были увиты переплетениями в виде жгутов. Стоит отметить, что надгробия тех времен были не вертикальными, как мы привыкли видеть сегодня, а лежали на могиле плашмя. Поэтому крест на таких памятниках изображать было не принято.

Положение изменилось, когда прихрамовые кладбища стали переполненными и возникла необходимость “подвинуть” могилы и украшавшие их памятники. Именно тогда плиты стали устанавливать вертикально. И уже на таких надгробиях обязательным было изображение креста. А еще позднее, к концу XVII века, господствовавший тогда стиль барокко привнес в тогдашнюю поминальную моду более пышные узоры. Памятники начали украшать орнаментом из цветов и листьев аканта. С тех пор внешний облик надгробий начинает претерпевать изменения, пока в конце концов не придет к тому виду, какой мы видим на современных кладбищах.

Но, помимо внешнего вида, мы хотим обратить ваше внимание еще и на содержание надмогильных надписей, поскольку они точно так же претерпевали изменения с течением времени и развитием славянского общества.

Так, первые надгробия с надписями сообщают нам только о дате смерти раба Божия такого-то. Этот факт может свидетельствовать о том, что для людей той эпохи дата рождения и количество прожитых лет не имели такого уж большого значения. Тесно переплетенная с повседневной жизнью религия больше склоняла к тому, что земное существование быстротечно и является подготовкой к другому - вечной жизни в царстве Божьем. Потому на надгробии часто писали именно день памяти святого, на который пришлась смерть, знаменуя тем самым начало загробного существования.

С наступлением эпохи Ренессанса, когда светская жизнь выходит на первый план и возрастает интерес к личности человека, надмогильные надписи, кажется, тоже переживают расцвет. Такое многообразное и подробное описание сейчас можно встретить разве что на еврейских кладбищах. На надгробиях пишут не только даты жизни/смерти и имя. Обязательно указывалась принадлежность к определенному сословию и род деятельности, будь то князь, богослужитель, кузнец или другой ремесленник. Часто можно было встретить описания прижизненных подвигов, прославляющие умерших. Особенно “гибель на государевой службе” или “героическое падение в бою таком-то”. При том, со временем подобные записи становились все более подробными: 7179 (1671) году маия 11 день замучен бысть в Астрахане стольник и воевода князь Семен Иванович Львов от богопротивнаго и злочестиваго богоотпадца православныя веры, от вора и разбойника, душегубца Стеньки Разина с товарищи (Ярославль, Спасо-Преображенский монастырь).

Любили на надгробиях писать подробности генеалогического древа. Могли указывать родню чуть ли не до седьмого колена. К примеру, на памятнике некоей Марии Ивановны Никитиной, умершей в 1872 году, есть надпись о том, что на этом месте располагалась могила ее предка служителя приказа Большого дворца Василия Никитича Никитина, умершего в 1665 (!) году. А некоторые памятники прямо указывали и на политическую ситуацию того времени, оповещая о кончине в ссылке.

Помогают такие многочисленные и весьма подробные надписи и историкам. На многих надгробиях упоминаются храмы, деревни или города. При том даты, указанные на них, иногда более ранние, чем упоминание этих же городов в летописях и иных документах. Таким образом, надгробие служит свидетельством существования поселения. Иногда памятники помогают определить определенные исторические события, повествуя о гибели в каких-либо сражениях или во время эпидемий, когда ни в каких других источниках этих сведений нет. Вот так совершенно, казалось бы, не относящиеся к мировым событиям вещи помогают восстановить ход истории.

Напоминаем, что использованные изображения найдены на просторах всемирной паутины и носят исключительно иллюстративный характер.

Что могут рассказать надгробия?
Адрес: г. Минск,
ул. Краснозвездная 8, офис 1
Адрес: ст. метро Уручье пр. Независимости, 164-4с