Образы смерти в славянских сказах

09.09.2025

В восточноевропейском, а в частности славянском фольклоре, образ Смерти отличается от аналогичного в мифологии соседних народов. У славян Смерть напрочь лишена романтического ореола, она не персонифицируется «женщиной в белом» или другими подобными образами – напротив, её представляют, как «костлявую», «на худых ногах». Зачастую она фигурирует под собственным именем. В славянских сказках считается что, встретившись со Смертью, сложно её с кем-либо перепутать. Сказочная Смерть не прячется и не хитрит, она всегда приходит в назначенный ей час.

Персонаж, обладающий несомненным колоритом и напрямую связанный с миром мёртвых, достаточно подробно описан в различных сказках. Речь идёт о Бабе Яге, такого сказочного героя знают даже самые маленькие дети. В сказках славянских народов она может быть, как отрицательной героиней, так и полезной помощницей. У древних славян эта старуха, суровая, но справедливая, являлась защитницей лесных птиц и зверей, но кроме этого выполняла еще одну важную и страшную функцию. Баба-яга охраняла вход в загробный мир и являлась проводником душ на тот свет. Все знают, что жила она на опушке леса, то есть на его краю, а лес у славян раньше ассоциировался со смертью.

Одна нога Бабы-яги — костяная. Это дает понять, что она лишь наполовину принадлежит миру живых. Также старуха помогает героям сказок попасть в тридевятое царство, под которым подразумевают загробный мир. Прежде чем отправить добра молодца в путь, бабка топит для него баньку, затем поит и кормит. Это своеобразный ритуал, без которого живому не пересечь границу загробного мира

Купание в бане — это не что иное как обмывание покойника, а требуя у старухи есть-пить, герой дает своеобразное согласие на опасный для него ритуал временного превращения в мертвеца. Еда мертвых не подходит для живых людей, а у Бабы-яги может быть только такое угощение. Чтобы выполнить свою миссию на том свете, герой умирает для реального мира.

Другой персонаж сказок, Кощей Бессмертный, судя по названию обладает способностью к вечной жизни. Кащей или Кощей — это один из самых загадочных и интересных героев сказок. Никто не может точно истолковать его имя. Возможно, оно произошло от слова «кость» (костлявость — важная примета этого персонажа) или от слова «кощун» (так называли на Руси колдунов).

Детально он не описывается: в одних сказках он наделён глазами в виде изумрудов, в других – клешнями, а в некоторых он может даже летать. Характерной особенностью данного персонажа служит его неуёмная страсть к похищению юных красавиц, что вкупе с неограниченно долгим сроком жизни неизбежно приводит его к конфликту с главным положительным героем сказки. Даже столь могучий персонаж не может избежать своей бесславной гибели. Для этого достаточно лишь отыскать заветный сундук, с таящимся внутри него зайцем, в котором, в свою очередь, помещена утка, в ней опять же яйцо, а в том яйце игла, на конце которой, согласно преданию, находится Кощеева смерть. Сломав эту иглу, можно положить конец существованию, казалось бы, бессмертного персонажа, а также освободить ненаглядную суженую главного героя.

Таким образом, народные сказки убедительно показывают конечность любого земного существования и неизбежность смерти. Тем убедительнее это делается, чем колоритнее и ярче персонажи сказания. Однако, в подобных сказаниях можно проследить отголоски древних обрядов. В них человек переживал символическую смерть, с последующим воскрешением в новом статусе.

Образы смерти в славянских сказах
для клиентов
г. Минск, ул. Михайлова, д.5, офис 1
pravim.zvezda@yandex.by
+375 (29) 304-52-20
+375 (17) 380-02-66
Режим работы
Пн-Пт: 10:00-18:00
Сб-Вс: Выходной
для клиентов
г. Минск, пр. Независимости, д. 164-4с
pravim_uruchie@tut.by
+375 (44) 560-09-38
Режим работы
Пн-Пт: 10:00-19:00
Сб: 10:00-15:00
Вс: Выходной
для юридических лиц
г. Минск, ул. Смолячкова, д. 9, офис 104
photokeramika@tut.by
+375 (29) 304 52 56
+375 (29) 275 63 22
Режим работы
Пн-Пт.: 10:00-18:00
Сб-Вс: Выходной