Легенды и мифы или а что там, после смерти?

06.01.2022

Тема, волнующая человечество с давних времён. Стоило только человеку шагнуть на зыбкий путь философских размышлений, как среди прочих вопросов осознания мира, себя и места в нем, возник и этот: что же ждёт нас там, за гранью? Вопрос, который по существу до сих пор остаётся без ответа.

Конечно, можно найти немало историй от людей, переживших, к примеру, клиническую смерть. Кто-то рассказывает про свет в конце тоннеля, кто-то про то, как видит себя, лежащего на операционном столе. Можно пойти другим путем и собрать коллекцию страшилок про призраков, неупокоенные души, привидившихся умерших родственников. 

Существует немало исследований на эту тему. К примеру, тот же 21 грамм веса, который как будто испаряется в момент смерти человека. Якобы, именно столько весит душа, покидающая тело. Остановившиеся наручные часы, тоже, по словам многих, свидетельствующие о наличии в нас, людях, некоей духовной составляющей. Той части нас, которая продолжает существовать после того, как физическая оболочка умирает.

Доподлинно о существовании жизни после смерти ничего не известно. Но можно проследить, как пытались ответить на этот вопрос люди, и как менялись их представления с развитием цивилизации.

Безгреховность

Человечество всегда пыталось объяснить необъяснимое, разгадать тайны этого мира и понять его явления. Именно так появилось множество языческих богов, отвечавших за ту или иную часть природы. Будь то Древний Рим, Древняя Греция или славянская мифология, везде можно найти богов солнца, плодородия, покровителей лесов и полей. Точно также можно проследить общие представления о человеческой душе.

Древние люди полагали, что после смерти человек продолжает существовать, просто несколько в ином виде. И, что интересно, в эпоху становления большинства из религий, существование в загробном мире никак не зависело от праведности человека при жизни. Не было ни привычных ада и рая, ни какого либо еще разделения умерших. Разнились только мнения, где именно продолжается это существование. 

Так, египтяне считали, что человеческая сущность после смерти распадается на несколько составляющих, одна из которых остается жить в статуе гробницы, другая начинает путешествовать по миру, вселясь в животных. Мумифицированные останки также хранили в себе частичку ушедшего человека.

В Древней Греции в самом начале было известное всем по приключениям Орфея царство Аида, куда попадали все мертвые вне зависимости от земных заслуг. А древние славяне так и вовсе не смогли определиться, продолжают ли ушедшие такое же земное существование только уже в виде бестелесного духа, или же душа переселяется в заботливо посаженные рядом с могилой деревья и цветы.

Еще одной общей чертой древних наций было назначение похорон - помочь душе перейти в мир иной, каким бы он ни был. С этой целью египтяне сооружали гробницы, клали в гроб статуэтки животных и слуг, призванных помочь хозяину по ту сторону. Они верили, что загробный мир такой же, как и реальный, и душа там живет такой же жизнью, совершает свои рутинные дела, ведет хозяйство и делает все то же, что делала, будучи живой.

Греки предусмотрительно клали в рот покойнику монету, чтобы тот мог расплатиться с Хароном за переправу через реку. С похожей целью славяне кремировали умерших. Считалось, это облегчает душе переход в иной мир.

Воздастся же вам по заслугам вашим

С развитием цивилизации видоизменялись и религиозно-философские взгляды. В том числе и на посмертное существование. Появилось привычное нам разделение загробного мира на грешных и праведных. Во всяком случае прижизненные заслуги человека уже начинают иметь значение.

В верованиях Древнего Египта появляется суд Осириса, где на весах правосудия взвешивают сердце человека. У того, кто вел праведную жизнь, оно должно оказаться легче пера богини Маат. Популярными в это время становятся  талисманы с изображениями жука-скоробея, облегчающие душе этот процесс. 

Греческое царство Аида уже не однородно. Там появляется Элизиум, являвшийся пристанищем для полубогов и особо отличившихся смертных, суливший обитателям всевозможные блага и наслаждения. В противовес этому возникает Тартар - местный ад, воздающий грешным душам за совершенные ими злодеяния. А большинство обычных людей, кто не совершал великих подвигов и не творил зла, попадали на луга Асфодель, располагавшиеся где-то посередине между адом и раем. Обитатели лугов, по мнению греков, просто бесцельно бродили в сером тумане среди дикорастущих тюльпанов.

Приход христианства

В это время многобожие заменяется верой в единого бога - творца всего живого. Однако идея различных посмертных сценариев в зависимости от жизненных заслуг находит свое продолжение и здесь. И хоть различные христианские конфессии трактуют Библию по-разному, а католический и православный ад, на первый взгляд, вообще два разных понятия, идеи добра и зла, а также следующие за этим вознаграждения и наказания имеют гораздо больше общего между собой, чем с первоначальными идеями о загробной жизни. Примечательно и то, что в отличие от греческого Элизиума, куда попадают исключительно обожествленные личности, попасть в православный рай может любой человек, ведущий праведный образ жизни.

Обретают детали и систематизируются представления о загробном мире, появляется подробное описание того, что происходит с душой сразу после смерти, сколько дней и где именно она бродит. Это уже не говоря о крайне подробных характеристиках ада и наказаний, предназначенных совершившим тот или иной грех.

Похожая ситуация наблюдается и в исламе, где попадание в рай может обеспечить себе любой человек, соблюдающий заповеди Аллаха. Как и в христианстве, в исламе после смерти души, будучи в раю или аду, ожидают Судного дня, который завершится воскрешением всех умерших.

Буддизм и востоковедение

“Восток - дело тонкое” - говорил товарищ Сухов. И с этим трудно не согласиться. Обладая отличным от нашего менталитетом, люди там изначально мыслили по-другому, что наложило отпечаток и на возникшие религи. Какие-то общие идеи, несомненно, присутствуют. Но описать их “под одной гребенкой” с западно-славянскими верованиями показалось нам несколько неправильным.

Индуизм - одна из самых древнейших религий, совершенно не разделяет положений про ад и рай, а также про вечное бытие души после смерти. Ну или трактует его совершенно иным образом. Если у христиан главной целью является рай - место, полное божественной благодати, то в индуизме человек стремится к достижению мокши, когда умерший сливается с единым великим разумом. Разум этот одновременно является всем и ничем, так что даже последователи религии не могут толком его описать. Похожих взглядов придерживаются и буддисты, стремясь к нирване, конкретного описания которой, опять же, пока никто не придумал. Впрочем, достичь той самой нирваны - не такое уж простое дело. Поэтому большинство буддистов заключено в так называемом колесе сансары - вечном круге перерождений.

Тут снова можно провести параллель с христианским адом. Правда, весьма условную. В то время как христианские души попадают в ад на бесконечные страдания в ожидании Судного дня и в мир живых более не возвращаются, буддисты после смерти перерождаются в одном из шести миров: мире богов, мире духов, людей, животных, растений или монстров. В какой мир попадешь - зависит от кармы. Совершая добрые поступки и улучшая свою карму, душа увеличивает свои шансы на перерождение в более высоком мире, а также на последующее просветление и достижение нирваны. Стоит ли говорить, что самым удачным считается перерождение в человека, ведь только человек обладает волей и способностью к выбору.

Тут стоит отметить своеобразное понятие божества у буддистов, да и у всей Азии в целом. Так, для буддистов боги не являются покровителями и не имеют ничего общего с управлением мира. Здесь это такие же существа, как люди или животные, только увязшие в сплошных наслаждениях и потому не имеющие воли изменить свое существование.

А, к примеру, у японцев боги-покровители существуют не только у глобальных природных явлений, таких как солнце, вода, земля или ветер, но и у каждой горы, городов, сел… Свое тотемное божество может быть и у определенного рода, семьи. Вообще, современная религия в Японии - своеобразная смесь буддизма, даосизма и вот такого языческого покровительства всего живого с неисчисляемым пантеоном богов.

А что же сейчас?

Сегодня мы с вами, как люди своей эпохи, ушедшей в плане науки и познаний далеко от темного Средневековья и более ранних времен, понимаем, что солнце светит в силу простых физических причин, ветер  - это просто движущийся из-за разности давления воздух. Да и обходиться со многими физическими явлениями человечество научилось самостоятельно. Теперь, чтобы зажечь костер, не нужно возносить молитв богам огня. Однако, многие вопросы как жизни после смерти, так и религии и веры в целом остаются открытыми.

Существует по сей день и христианство, восточные страны исповедуют буддизм, появляются новые трактовки великих священных книг, образуются новые течения с верой уже не в богов, а в энергетические потоки вселенной. С исторической точки зрения мы все еще наблюдаем трансформацию верований по мере совершения новых открытий и накопления человечеством новых знаний об этом мире. Но одно можно сказать наверняка: пока не будет однозначных ответов на подобные вопросы, люди будут стремится объяснить, предположить, угадать, как же именно это устроено. Ну а мы с вами вправе выбрать наиболее интересный и убедительный для каждого вариант.

Долгой жизни вам, друзья!






Легенды и мифы или а что там, после смерти?
Адрес: г. Минск,
ул. Краснозвездная 8, офис 1
Адрес: ст. метро Уручье пр. Независимости, 164-4с