Иконы "Ίχθύς"
Познание культовых реликвий дает возможность прикоснуться к христианской истории, осознать связь между разными эпохами, а также узнать о развитии иконографических образов Спасителя. Знаем ли мы, как выглядел Иисус Христос и соответствует ли его облик общепринятому?
Символические изображения Иисуса Христа
Сейчас изображение Господа нашего Иисуса Христа знакомо каждому, но так было не всегда.
На заре христианства, в I веке, первые изображения Христа появились на росписях в римских катакомбах. В то время христиане были гонимы, поэтому им приходилось прятаться, совершая молитвы в подземных лабиринтах, стены которых были украшены евангельскими сюжетами.
Из-за опасности открытого исповедания христианства, верующие не носили нательных крестов. Они начали использовать символ рыбы, так как на греческом языке слово "рыба" звучит как "Ίχθύς" («ихфис»), и христиане видели в этом слове сокращение фразы "Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ", что переводится на русский как "Иисус Христос Божий Сын Спаситель". По украшению на одежде в виде рыбки они узнавали друг друга. Изображение двух рыб по сторонам от якоря с верхушкой в виде креста использовалось как секретный «пропуск-пароль».
В Новом Завете Иоанн Креститель называет Иисуса Агнцем: «…вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Этот образ Иисуса тоже был удобен тем, что оставался непонятен нехристианам.
Во всех катакомбах можно встретить изображение Орфея. Для непосвященных он оставался мифологическим героем, а для христиан – олицетворял Господа. Орфей привлекал животных и птиц своей игрой на лире, а Христос привлекал души людей. Орфей спускался в подземный мир, что аналогично сошествию Христа в ад.
Во II – III веках складывается символический образ Доброго Пастыря – юного пастуха в короткой тунике с овечкой на плечах. Это Сын Божий, посланный в мир пасти Божье стадо. «Я есть Добрый Пастырь, и овцы мои знают мой голос», – читаем мы в «Евангелие от Иоанна»
Прообразы икон
Первые попытки изобразить Спасителя в облике человека были предприняты в IV веке, когда гонения прекратились и христианство стало государственной религией. С IV века в римских катакомбах и храмах стали появляться изображения Христа в образе человека. На мозаике мавзолея Санта Констанца в Риме Христос – Правитель мира, ещё безбородый и юный, стоит на вершине горы, из которой вытекают четыре райские реки (4 Евангелия). На фресках можно увидеть сцены из жизни Христа, например, Крещение Господне.
В катакомбах Коммодиллы конца III века есть изображение Спасителя, которое впечатляет своим сходством с современным представлением о нем. На нем присутствует надпись: "альфа и омега", что является первой и последней буквами греческого алфавита. В Новом Завете, в книге "Откровение Иоанна Богослова", Господь говорит: "Я есть Альфа и Омега, начало и конец".
Некоторые исследователи считают, что именно это изображение стало основой для формирования образа Христа, который мы видим сейчас, и что это произошло в IV веке во время правления императора Константина Великого, который поддерживал христианскую Церковь. Образ Христа, известный как исторический тип Иисуса, изображает его в возрасте страданий на кресте, с удлиненным лицом, темными волосами и небольшой бородой.
Так каким же был Спаситель? На этот вопрос невозможно дать точный ответ. Христиане по всему миру воспринимают его по-разному. У каждого есть своя икона: Христос с золотыми или рыжими волосами, с влажной бородой или вообще без неё.
Например, при рассмотрении православных икон, можно ощутить пасхальную радость и погрузиться в удивительную духовную глубину, которая открывается и, несомненно, является важной для мира.
Одной из таких икон является Спас Вседержитель, созданный Андреем Рублевым. Это изображение не страшного и беспощадного судьи, а сострадательного, любящего и прощающего Бога. Его взгляд не пугает, а утешает. Мы думаем, что именно таким является Спаситель. Ведь считается, что рукой иконописца движет сам Бог.